Омраам Микаэль АЙВАНХОВ - Древо познания добра и зла

III. Над понятиями добра и зла

Можно сказать, что существуют две школы: школа добра и школа зла. В школе добра советуют отбросить всё, что плохо, в надежде, что, действуя таким образом, обретешь спасение. В школе зла борются против добра, воображая, что смогут его сокрушить. Но существует гораздо более высокая школа, намного выше школ добра и зла, потому что ей удается использовать обе эти школы: она использует и добро, и зло, но в гомеопатических дозах, чтобы достичь изумительных результатов; она ничего не отвергает, но она учит, что если зло существует, то значит Бог допускает его существование, иначе бы оно уже давно исчезло.
Да, если зло существует, значит, Бог соглашается с его существованием, иначе следовало бы признать, что Ему не удается победить врага, который сильнее Его и, значит, Бог--не всемогущий Хозяин, управляющий вселенной. Если в Творении Ему что-то противостоит, то кто же всё создал? Другой Бог, более могущественный, нежели Он?.. Кстати, люди часто так и думали. Они говорили себе: "Что это за Бог, который мало на что способен? Он не знает всего, Он не умеет ни пророчествовать, ни делать чудеса, а вот Другой на это способен... Так пойдем к нему!" В некотором смысле они рассуждали верно. Зачем служить неспособному, немощному Богу, когда все знания и все дары исходят от его противника, Дьявола? И это говорила Церковь! Если кто-то делал чудеса... это был Дьявол! Некоторые верующие так никогда и не признали, что эти чудеса делает Бог: по их разумению, Бог был на это неспособен. Так не надо удивляться, что люди подписывали договоры с Сатаной, это было логично! Вот до чего можно дойти, когда элита потеряла ключи от настоящего знания...
Вы скажете: "Да, но если Бог действительно всемогущ, то почему Он не приходит, чтобы помочь нам выбраться из страданий и горестей?" Да потому, что мы поставили между Ним и собой столько барьеров, столько ложных и противоречивых идей, что Он не в состоянии нам помочь. И тогда в головах у людей складывается мнение, что Бог настолько далек и недоступен, что Он их не слышит, в то время как Дьявол совсем рядом, он слышит их и может внять их просьбе. Попробуйте, проведите исследование--и вы увидите, думают ли люди следующим образом: "Этот Бог, которого мы так давно умоляем, недоступен... глух... Он заснул... А вот Дьявол бодрствует, он сразу тут как тут". Это так, но люди не знают, что эту дистанцию установили они сами, это они вырыли эту пропасть между собой и Богом. На самом деле, никто другой не близок нам настолько, никто нас так не любит, как Бог, и никто так не хочет нам помочь, как Он. Но мы должны освободиться от всего, что мешает этой любви дойти до нас.
Вы помните, однажды я сказал вам, что солнце, которое заставляет двигаться планеты, которое вызывает рост растений и эпидемии, войны и всяческие события простым изменением посылаемых потоков, солнце бессильно перед окном с задернутыми шторами... Если вы задернули шторы, то вы можете сколько вам угодно умолять его: "Войди, дорогое солнце, войди ко мне, освети меня, ты так прекрасно!", а оно ответит: "Я не могу... Я не могу... Ты должен убрать шторы". А мы ждем, чтобы наши шторы убрал Бог! Нет, нет, и даже рискуя прослыть богохульником, я вам скажу: "Бог может всё, но Он бессилен перед вашими опущенными шторами. Поднять их--это ваше дело".
Во всяком случае, не воображайте, что если Бог допустил, чтобы зло проявилось в этом мире, это значит, что Он не может его победить и тем более, что Он нуждается в людях, чтобы они ему помогли, как это думают многие христиане. Вы отдаете себе отчет, какая может быть помощь от людей! Возможно, вы будете удивлены, но я скажу вам, что зло необходимо и даже обязательно в работе природы, потому что она-то умеет использовать его. Это как в лаборатории, где нужны яды, чтобы сделать очень сильные лекарства. Зло--это яд, который может убить слабых и невежественных, но для сильных и умных людей--это панацея, он их излечивает. Такова философия третьей школы: использовать зло.
Везде имеются указания, чтобы просветить людей и заставить их задуматься. Тогда почему же они не умеют использовать трудности и испытания? Вот вопрос, над которым должен отныне работать ученик. Вообразите, что вы хотели победить врага, и, не зная, что в действительности это друг, который не сумел представиться вам, вы убиваете его, как это иногда случается. Таким образом, вы должны в первую очередь изучить этого "врага", который вам мешает: возможно, вы обнаружите, что он не только не столь уж вреден и враждебен, но что вы можете сделать из него друга.
Мы воспринимаем зло как враждебные силы. В действительности, у них нет к нам никакой враждебности; просто всё, что нам не подходит, кажется нам враждебным. Как не признать враждебными элементы, которые нас парализуют или отравляют? Всё, что не вибрирует в гармонии с нами, что нам загораживает дорогу, что омрачает или удручает наше сознание, представляется нам в виде врага, это нормально. Но окончательна ли такая ситуация? Нет, потому что если вам удастся ее преобразовать, этот элемент станет для вас благотворной силой. Хотите примеры?
Вначале огонь, молния, вода, ветер были врагами человека, который сражался против них и умирал в борьбе. Когда же он начал осваивать все эти силы, то он понял, что они были враждебны ему лишь потому, что он не умел покорить их, чтобы использовать. Тогда почему бы не понять, что то же самое можно сделать в жизни с другими силами? В действительности, зло представляет очень мощные силы, с которыми у нас нет хороших отношений, потому что мы не знаем, как ими управлять. И, естественно, всё, что мы не умеем употреблять, может нам лишь вредить. Электричество дает нам один из лучших примеров того, что может сделать человек, чтобы направить энергию, которая, в чистом виде, немедленно уничтожит его. Посмотрите на все эти сети проводов, на эти трансформаторы, аппараты, кнопки... Сейчас так хорошо удалось подчинить электричество, что даже ребенок может спокойно им пользоваться.
Как это просто и ясно. Изучая силы, которые мы обычно считаем плохими, можно заметить, что они таковыми не являются, потому что в природе зла не существует.
Посмотрите, земля умнее людей: в нее бросают всю грязь, все отходы, а она принимает их как очень ценное вещество, которое она преобразует в растения, цветы и плоды. А уголь: как он стал углем?.. А нефть?.. А драгоценные камни?.. Значит, если земля и некоторые Посвященные обладают этой мудростью, если Бог обладает этой мудростью, поскольку Он не хочет уничтожить зло, то почему бы нам тоже не попытаться обрести ее? Вот уже в течение тысячелетий люди умоляют: "Господи Боже, сокруши зло!" Но Бог улыбается и говорит: "Бедные! Когда они поймут, что зло необходимо, то они перестанут меня умолять". Но, до той поры, сколько молитв! Конечно же, молиться нужно, но просить надо вот о чем: "Господи Боже, объясни нам, как Ты сотворил мир, как Ты смотришь на вещи... Дай мне это понимание, эту мудрость, этот ум, чтобы я смог, как и Ты, быть выше зла, чтобы оно меня не затронуло, а я бы мог использовать его, чтобы реализовать нечто значительное". Сколько еще примеров показывают нам, что то, что является злом для одних, совсем не обязательно оказывается злом для других! Некоторые животные удивительно сопротивляются огню, другие--холоду, третьи--яду, четвертые--лишению пищи. Некоторые не умирают, даже если их тело разрезают пополам... Представления людей о зле--это их собственные измышления, они не применимы повсеместно. Именно это я и хочу вам втолковать: это наши собственные идеи, наши собственные взгляды, но существуют другие создания, которые смотрят на проблему зла иначе, потому что они достигли такой степени развития, когда умеют его использовать.
Я могу привести вам еще столько примеров! Если вы наполняете водой свой желудок, то это хорошо, но если вы наполните водой легкие, то вам будет плохо. Наполните легкие воздухом, это хорошо, но впустите его в желудок... вам станет плохо! Вывод, который необходимо сделать: то, что является добром в одном случае, в другом становится злом.
Тому, у кого больные глаза, свет наносит вред: значит, свет тоже может быть добром или злом, смотря для кого. Это еще раз доказывает, что люди не могут знать, что такое зло, пока они судят о нем, исходя из своих слабостей и несовершенств. Когда они приблизятся к совершенству, они изменят свое мнение. Поэтому мнение обыкновенных людей о зле столь отлично от мнения Посвященных и мудрецов; вне этого пугающего аспекта, наводящего страх на слабых, Посвященные умеют найти в зле благотворную силу, даже друга.
Кстати, наилучший способ ослабеть--это воспринимать зло как врага. Когда вы встречаетесь с препятствием, научитесь рассматривать его как основу, как прочную и устойчивую опорную точку для вашей работы. Когда вы ходили на экскурсию в горы, не обратили ли вы внимание на то, что неровности и выступы помогали вам взбираться? Если вы хотите, чтобы ваша жизнь была гладкой и в ней не было никаких шероховатостей, то как вам удастся добраться до вершины? А главное: какой будет спуск! К счастью, есть неровности, и благодаря им вы еще живы. Не просите, чтобы ваша жизнь протекала гладко, без страданий, без помех... без горестей, без врагов, потому что у вас не будет ничего, за что бы зацепиться при подъеме. Если вы получаете всё, что просите--легкую, спокойную жизнь, с удовольствиями, деньгами--то внутренне от вас скоро ничего не останется. Хорошо, что Небо вас не слушает! Все просят лишь легкой и изобильной жизни, не зная, что в действительности они выпрашивают себе несчастье.
Я знаю, что трудно принять то, что я говорю. Каждый день я преподношу
вам один из аспектов этой философии, и порой вы несколько огорчены,
потому что эти идеи не соответствуют вашим понятиям. Но освободитесь
от своих понятий, попробуйте принять мои, и вы увидите результаты! Ан
нет, вы упрямитесь: "Я хочу власти, я хочу денег, славы и чтобы весь мир восхищался мной..." Боже мой, людские желания! Один хочет иметь магазин с филиалами, другой--кабаре или же парикмахерский салон... А все эти девушки и женщины, которые хотят быть актрисами кино или же Мисс-неизвестно-чего и прогуливаться по улице с маленькой собачкой для того, чтобы время от времени какой-нибудь мужчина останавливался восхититься собачкой: "О, какая она милая! О, какая она славная!", в то время как на самом деле он хотел бы заговорить с хозяйкой собачки,.. имея на нее определенные виды! Если бы только было возможно заглянуть в сердца мужчин и женщин, что бы мы там увидели! Ого-го! есть над чем посмеяться... или поплакать!
Поскольку зло представляет собой силы и элементы взрывного свойства, которые еще не удалось подчинить, то надо сказать себе, что всегда существует возможность достичь высшей степени познания и совершенства и добиться этого. Пока есть что-то выше нас, это может оказаться для нас злом. Значит, нам надо самосовершенствоваться, чтобы достичь высшей степени, которая позволит нам быть выше зла, чтобы суметь превратить его в добро. Возьмем совсем маленьких детей: если вы им дадите ту же пищу и те же напитки, что и взрослым, они могут умереть от этого, но когда они вырастут, окрепнут, это уже не может причинить им зла. Таким образом, вы видите, это факты повседневной жизни, которые любой мог заметить, но из которых не было сделано правильных выводов. Надо привыкнуть наблюдать жизненные факты.
Если у людей нет правильного понимания добра и зла, то только потому, что они прошли мимо существа проблемы и не знают, что то, что плохо для одних, может быть хорошо для других. Таким образом, если ученик знает, как укрепить себя и продвигаться в своем понимании вещей, то зло, которое уничтожает, отравляет или губит других, сделает его красивее, благороднее и даст ему здоровье. Значит, надо не бороться со злом, а укреплять себя, чтобы противостоять ему. Что мы предпринимаем против дождя, снега, бури? Разве мы выходим из дома, чтобы криком заставить силы природы утихомириться? Да, возможно, так происходит в некоторых сказках; но в повседневной жизни мы занимаемся своим домом, мы его укрепляем, проверяем изоляцию, устанавливаем хорошее отопление, вот и всё, этого достаточно. Да, мы знаем, что нужно делать на материальном плане, но во внутренней жизни мы поступаем как невежды: мы хотим уничтожить зло. Зачем бороться против зла? Занимайтесь самоукреплением, чтобы лучше понимать и лучше действовать.
Но, конечно же, если человек тяжело болен, ему нелегко укреплять себя, чтобы преодолеть болезнь. Но так происходит потому, что в течение многих лет, даже многих инкарнаций, мы делали всё, чтобы довести себя до болезни, и, значит, теперь нужно работать так же долго, чтобы восстановить свое здоровье. Это не противоречит тому, что я только что вам говорил. Если вы сделали всё, чтобы быть слабым, хилым, темным, невежественным, то можете быть уверены, что это вам удалось. Нельзя отрицать, что зло существует, но сначала надо понять, что питали его мы сами, а затем надо изменить свое мнение о зле; у нас есть возможность ослабить его, распылить или же использовать его.
Я никогда не говорил, что большинство людей не живут в трудных или даже катастрофических условиях. Нужно быть слепым, чтобы не признать эту грустную, печальную и прискорбную реальность. Но я тем не менее настаиваю, что надо быть довольным. Потому что часто чувствую, как что-то в вас сопротивляется и вы думаете: "Неужели же он, Учитель, не видит, в каких тяжелых условиях мы живем?" О да, я вижу это, я только это одно и вижу вокруг. Но я вижу также и другое: я вижу существующие здесь благоприятные условия, которых не видите вы, потому что трудности вас настолько омрачают, что вы не видите ничего, кроме них. А я вижу, главным образом, те благоприятные условия, которые есть в вас самих, сокровища, удивительные богатства, в то время, как вы видите лишь внешнюю сторону ситуации. Когда вы меня поймете, вы почувствуете себя сильнее, вы скажете: "А! Мы нуждались в ком-то, кто увидит также и хорошую сторону и кто нас ободрит". Да, вы видите лишь свои слабости, свою нищету, бросившую вас жену, детей, которые не хотят ничего слушать... но есть еще столько другого, что стоит увидеть!
Слушая меня, вы, конечно же, сразу чувствуете себя ободренными, но час спустя вы уже растеряли всю вашу смелость, ваше вдохновение. Первая же встретившаяся вам малейшая трудность, взгляд, недоброе слово окончательно вышибают вас из седла. Сколько раз я отмечал это: при малейшем ударе вы раздавлены.
Усвойте же эту мысль: то, что для одних зло, для других может оказаться добром--эта мысль вам очень поможет. Если вы понимаете, что зло не абсолютно, что оно даже весьма относительно, то вам будет гораздо легче его переносить, и мало-помалу вы убедитесь, что то, что раньше вызывало у вас страдания, оставляет вас безразличными. Вы даже подумаете: "Тем лучше, Небо освобождает меня!" Сколько Посвященных замечали, что все потери, которые они пережили, все испытания, через которые они прошли, на самом деле служили лишь их освобождению. Так примите же тоже их философию, иначе каждый раз, как надо будет петь хвалебные гимны Всевышнему и песни радости, вы всё равно сумеете быть несчастными.
Благодаря свету понимания со дня на день зло может быть преобразовано в добро, в то время как если вы его не понимаете и не используете, оно остается злом. Вот так, мои дорогие братья и сестры, вас ждет хорошее будущее, приняв эти истины, вы обретете фантастические возможности. Если вы действительно поняли, то ничто уже не сможет вас остановить. Поскольку на физическом плане люди преуспевают в использовании сил природы--ветра, водопадов, морских приливов,--то они должны суметь достичь того же на психическом плане, это только проблема поведения. Главное--это надо понять, что не надо бороться.
Оккультисты, пожелавшие наброситься на зло, объявившие войну злу, умерли из-за этого. Они не знали тех истин, которые я вам открываю, они рискнули бороться со злом в одиночку, и они неизбежно должны были потерпеть поражение. Я не говорю, что Посвященный не должен бороться со злом, но вначале он должен долго готовиться, очищаться, чтобы позволить Господу обосноваться в нем, чтобы Он смог проявиться через него во всем своем могуществе. Только сам Бог может уничтожить зло. А у нас не хватает ни размаха, ни силы, ни способов, чтобы сделать это. Почитайте Апокалипсис, там сказано, что Архангел Михаил сковал дракона, символ зла, и запер его на тысячу лет. Тут надо задуматься: поскольку сам Архангел Михаил, обладающий всей властью, не уничтожает зло, а лишь сковывает его, то как же мы, бедные, смогли бы ему противостоять?
Многие из вас, конечно же, удивлены этой новой точкой зрения на восприятие зла. В действительности, то, что я вам говорю, является только выводом из наблюдений, которые все вы можете делать ежедневно. Просто у людей нет привычки заострять внимание на незначительных событиях повседневной жизни, чтобы узнать и интерпретировать их язык. Однако, именно в повседневной жизни и в природе проявляются и разрешаются философские проблемы высочайшего значения, и даже гораздо более ясно и просто, чем в столь абстрактных философских книгах.
Зло--это как бы неорганизованная сила, которая мучает человека, потому
что он не обрел еще возможности подчинять ее и управлять ей; но
ученик, если он осознает, что то, что принимается за зло, может хорошо
послужить ему в его духовном продвижении, понемногу становится
хозяином всех ситуаций. Поскольку нам никогда не удастся победить зло, нужно отныне заменить слова "сражаться, убить, искоренить, выкорчевать", являющиеся выражением ошибочных взглядов, другими словами, такими как: "приручить, освоить, направить, нацелить, облагородить, использовать", выражающими более продвинутую, более духовную точку зрения. В этот момент черный цвет угля превращается в сверкающе красный. Идет ли речь о сексуальной силе, о ярости, о ревности, злобе и т.п., идет ли речь о враге или о болезни, или о каком угодно искушении, если мы принимаем эту новую философию, у нас всегда будут наилучшие условия для того, чтобы работать, укреплять себя и окончательно разрешить свои проблемы.
И вот что я вам посоветую. Когда вам хочется считать какое-то явление злом, задайте себе вопрос: "А действительно ли это зло? Не является ли оно скрытым добром?" Пока вы не зададите себе этот вопрос, вы будете бороться или восставать, и вы не используете это зло, которое на самом деле было добром, чего вы не сумели разглядеть. Люди редко умеют увидеть, что для них хорошо, а что плохо. Сколько всего они привыкли считать хорошим, а на самом деле--это настоящая опасность! Сколько успехов и удач способствовали лишь тому, что некоторые люди были ввергнуты в катастрофу! И, напротив, сколько препятствий, неудач стали для тех, кто сумел их использовать, истинной причиной их будущего триумфа. Но надо много прожить на свете, многое изучить и пройти через многие испытания, чтобы понять, насколько это верно

IV. Притча о плевелах и пшенице

"Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; Когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницей плевелы и ушел; Когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Пришедши же рабы домовладыки сказали ему: господин, не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы; оставьте расти вместе то и другое до жатвы; а во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их; а пшеницу уберите в житницу мою". (От Матфея. XIII: 24-30.)
Иисус неоднократно использовал образы поля, сеятеля, семени и т.д. .., и он сам дал этому интерпретацию. Я к этому возвращаться не буду. Я займусь только ответом, данным в этой притче хозяином поля рабам, которые спрашивали у него, должны ли они выбирать плевелы. "Нет,-- ответил он, опасаясь, что, выбирая плевелы, они выберут также и пшеницу.--Дайте и тем, и другим вырасти до жатвы..."
Если вы понимаете эту притчу о плевелах и пшенице, то вы поймете один из самых главных вопросов жизни: как развиваться, несмотря на внешне неблагоприятные условия, которые судьба поставила на нашем пути, как подчиниться правилу, данному хозяином поля: "Дайте плевелам и пшенице вместе вырасти до жатвы". Это вопрос наибольшего значения как с педагогической точки зрения, так и с социальной. Люди всегда восстают против злых людей, и их язык полон выражений типа: "Убьем их, уничтожим их!" Но с тех пор, как существует мир, так никогда и не удавалось уничтожить всех злых существ. А что говорят педагоги, верующие, моралисты? "Искореним пороки! Уничтожим дурные привычки!" Это весьма хорошее намерение, но как его осуществить? Они все приходят с оружием, чтобы уничтожить зло, но это не мешает ему продолжать существовать, а иногда даже случается, что те, кому удалось уничтожить некоторые пороки, становятся жертвами еще больших пороков.
Чтобы уничтожить зло, люди берутся за дело точно так же, как тот, кто попытался бы убить всех комаров, забыв осушить болото, которое способствует их распространению. Чтобы уничтожить зло, недостаточно освободиться от злых созданий, потому что они порождены некоторыми условиями. Нужно осушить болото, то есть изменить условия, и комаров больше не будет. Вы скажете, что вы все это знаете. Я не сомневаюсь в этом, но вы не знаете, что в вас самих тоже существует болото, производящее зло и злых существ. Вы тратите свое время, убивая комаров, которые вам досаждают, но вы ничего не делаете для того, чтобы осушить ваше внутреннее болото!.. Но это, конечно же, истины, слышать которые вам не нравится.
Сказать, что поле пшеницы представляет собой мир, а плевелы и пшеница--злых и добрых людей, которые однажды будут разделены,--это весьма точная, но недостаточная интерпретация. Поле пшеницы представляет собой не только мир, но также каждое человеческое существо, содержащее в себе и плевелы, и зерна пшеницы, то есть свою хорошую и свою плохую природу.
Конечно же, можно спросить себя, как происходит так, что человек, созданный по подобию Бога и наделенный столькими качествами своего Создателя, проявляет столько странных тенденций, желания лгать, красть, убивать, предавать. Как это возможно, чтобы Бог был создателем злобного и преступного существа?.. Притча отвечает на этот вопрос. Она говорит, что, пока мы спали, пришел враг и посеял в нас семена другой природы, нежели те, что мы получили от Бога, и так получилось, что в нас одновременно растут два вида семян. Слова "пока его люди спали" объясняют всё. Так происходит даже с наиболее развитыми людьми. Когда сознание засыпает, ум омрачается; "враг" (здесь символ общности весьма низких существ, цели которых противоположны эволюции) сеет свои мысли, свои чувства и свои порочные желания в человеческой душе. Поэтому ученики Школы Посвящения должны всегда быть очень бдительными, очень настороже... даже во время сна: может спать тело, но не душа.
С тех пор, как существует мир, "плевелы" являются объектом изучения
для людей. В больницах, в школах, в судах делаются попытки
проанализировать элементы плевел как элементов зла, но невозможно
обнаружить, что такое зло во всех его проявлениях, а к тому же еще зло
и добро так тесно сплетены между собой, что, желая вырвать одно, рискуешь вырвать также и другое. Нужно уметь их разделять, как советует это делать Гермес Трисмежист, говоря: "Ты отделишь тонкое от плотного с большим умением". Да, но человек не обладает еще для этого в достаточной степени ни знанием, ни возможностями. Наилучшее решение для него, следовательно, это дать добру и злу существовать вместе и использовать активность и удивительно мощные силы, содержащиеся в элементах зла, то есть принять несколько мизерных доз зла, чтобы укрепить и оживить силы добра. В точности, как для прививки. Что делает садовник? На ствол молодой дикой груши с несъедобными плодами он закрепляет, например, ветку высококачественной груши, которая затем пользуется удивительной силой дикого дерева. Таким же образом на древо зла можно привить ветви древа добра. Поскольку злу удается воспользоваться добром, чтобы черпать оттуда силы, преобразовывать их и использовать в своих дьявольских планах, то таким же образом добро имеет все права черпать в силах зла, преобразовывать их и использовать.
Например, у нас есть органы, чьи функции не кажутся нам ни духовными, ни эстетическими, ни чистыми, но тем не менее они крайне необходимы, и мы не должны их уничтожать. В природе все вещи взаимосвязаны: каждая клетка, каждый орган связаны с другими клетками и другими органами, подобно тому, как корни дерева связаны с ветвями, листьями, цветами и плодами. И если человек обрубит эти корни, то есть если он отсечет органы, являющиеся основой его существования, последствия этого будут ужасными. Правда, эти органы иногда вызывают трагические события, но человек должен давать им возможность жить, стараясь черпать оттуда силы, и преобразовать их.
Часто, читая биографии самых замечательных мужчин и женщин, поражаешься, отмечая, что у многих из них были ненормальные, извращенные или даже преступные склонности. Когда ты не знаком со структурой человеческого существа, то ты не понимаешь, как такое возможно; в действительности же это очень просто: из-за своих низших стремлений, с которыми они постоянно боролись, этим людям удалось осуществить, осознанно или неосознанно, прививки в своем существе.
Чем более ужасными и жгучими были их страсти (их корни), тем больше приносили они вкусных плодов, замечательных творений. В то время как многие другие, у которых не было недостатков, не дали человечеству ничего и прожили жизнь крайне незначительно и средне.
Я не хочу этим сказать, что нужно терпеть, оправдывать или поддерживать зло в мире, нет, но для человечества наступает время понять эту тонкую философию, которая учит, как использовать силы зла для того, чтобы прославлять добро. Чем выше поднимаются ствол и веетви, тем глубже в землю уходят корни. Тот, кто не понимает этого, пугается, отмечая размеры зла. Не надо этого пугаться: в природе всё построено по крайне мудрым законам. Если у нас нет глубоких корней, то мы будем не в состоянии черпать жизнь в почве и противостоять бурям.
Теперь спрашивается: как относиться к существам, которые в обществе представляют собой плевелы? На земле существуют горы и равнины, а между ними текут потоки, которые вызывают некоторые явления нашей жизни. Если бы земля была абсолютно плоской, жизни бы больше не было. Иисус, хорошо знакомый с этим законом, не колеблясь причислял себя к бедным, к грешникам, к преступникам. В то время как фарисеи и саддукеи, не знавшие законов природы, презирали Иисуса и обвиняли его в том, что он часто пребывает в невежественной и грешной толпе. Высокомерие удерживало их в отдалении от бедных и нищих, в то время как Иисус любил жить рядом со слабыми, больными, падшими, чтобы производить с ними обмен. Он давал им свой свет, свою любовь, свою чиистоту, но в то же время он черпал от них необработанные, грубые вещества, схожие с теми, которые поглощают корни в почве и благодаря которым дерево сможет дать цветы и плоды. Злые поставляют энергию, которую добрые поглощают, преобразуют и распространяют в переработанном виде как доброту, милосердие, мудрость. Этот обмен необходим. Иисус брал на себя человеческие грехи, то есть черпал из них необработанную энергию, которую он преобразовывал в лепестках своего существа и вновь раздавал в виде света и любви.
Тот, кто отказывается вступать в контакт с невежественными и злыми и хочет встречаться лишь с утонченными, образованными и добродетельными людьми, не может развиваться, он не будет хорошим алхимиком и останется лишенным многих качеств и добродетелей, необходимых для его развития. Поэтому, несмотря на все их познания, фарисеи были невеждами, ибо они держались в стороне от толпы, что не мешало им зачастую оказываться более грешными и более злыми, нежели люди толпы. Напротив, Иисус захотел спуститься как можно ниже, он смешался с народом, но осознанно, работая над его просвещением и очищением, чтобы поднять его до Бога. Недоверчивость и высокомерие фарисеев широко открывали двери их душ для нечистот и слабостей, в то время как отвага, убеждение и любовь Иисуса очищали атмосферу везде, где он проходил.
Я говорю это не для того, чтобы подтолкнуть вас к посещениям распутных людей и преступников! Прежде, чем приближаться к ним, необходимо глубоко изучить вопрос о плевелах и пшенице, то есть уметь осуществлять это превращение зла в добро, о котором я вам говорил. Иногда встречаются добродетельные и очаровательные женщины, вышедшие замуж за пьяниц и скандалистов в надежде спасти их, но, так как хорошего намерения недостаточно для того, чтобы вырвать существо из его пороков, вместо того, чтобы спасти своего мужа, они сами оказываются затянутыми в низость и бесчестье. Чтобы преобразовать зло, надо обладать некоторым знанием. Посвященные могут помочь нам, потому что они отягощаются нашими грехами, нашими ошибками, нашими слабостями, а в ответ дают нам свой свет, свой мир, свою любовь. Только великие Посвященные знают, как произвести преобразование зла в добро; они знают, что содержат плевелы, но умеют извлечь из этого выгоду.
Посмотрите на эту схему:
Атмический план--------Истина Плоды-------Великие Учителя Посвященные
Буддхический план -----Любовь Цветы-------Святые
Каузальный план--------Мудрость Листья------Гении
---------------------------------------------------------------
Ментальный план---------- Ветви ------Талантливые люди
и почки
Астральный план---------- Ствол-------Обыкновенные люди
Физический план---------- Корни-------Грубые существа
Вы сразу видите, что на ней представлены различные категории человеческих существ, соответствующие различным планам: физическому, астральному, ментальному, каузальному, буддхическому, атмическому.
Рассмотрим теперь соответствия между этими человеческими существами и разными частями дерева. Грубые существа находятся среди корней жизни, они, образно говоря, работают под землей. Обыкновенные люди работают в стволе, они пропускают через себя сырье, перерабатывать которое будут другие. Талантливые люди представляют собой ветви, которые направляют это сырье к листьям, и, когда оно переработано, отправляют его вновь к корням; они берут, чтобы отдать, они занимаются обменом. Гении--это почки, откуда выходят листья; большая работа начинается именно там: это вырабатывание сока под воздействием солнечных лучей. Святые--это цветы космического дерева: своими красками, своей красотой, своим ароматом они притягивают бабочек, насекомых, птиц, людей. Их предназначение--создать плоды; благодаря им жизнь становится чистой и красивой. Великие Учителя--это плоды космического дерева, небесная пища, "хлеб, спустившийся с Неба"; они обладают сладостью всех соков.
Человеческое существо представляет собой дерево с корнями, стволом, ветвями, листьями, цветами и плодами. У всех людей есть корни, ствол и ветви, но весна посещает очень немногих из них; большинство--это деревья без плодов, без цветов и даже без листьев: деревья зимние, грустные, черные и голые. Конечно же, цветы могут распуститься в каждом существе; но оно должно работать, обладать глубоким знанием и пожертвовать большим количеством времени для того, чтобы этим цветам удалось распуститься, распространить благоухание и создать плоды. Плоды--это произведения многих добродетелей.
Листья, цветы, плоды--это любовь, мудрость и истина. С большой мудростью листья преобразуют первозданный сырой сок в сок обработанный, как алхимики преобразовывали металлы в золото при помощи философского камня. Цветы связаны с любовью: их краски, их аромат, чистая ткань их лепестков привлекают существ. Это в них откладывается нектар, который собирают насекомые. Плоды представляют собой истину, которая является результатом союза мудрости и любви.
Листья, цветы и плоды деревьев в определенные времена года опадают; остаются только ветви, ствол и корни. Таким же образом грубые создания, обыкновенные люди и талантливые люди в мире всегда имеются в достатке, в то время как гении, святые и великие Учителя встречаются намного реже. Зимой от летней листвы, цветов и плодов остаются лишь воспоминания об их красках, их сладости и аромате; вся эта красота остается запечатленной в памяти. То же самое происходит с гениями, святыми и великими Учителями; еще долгое время после их исчезновения человечество говорит об их деяниях и о радости, которую они распространяли вокруг себя. На земле, у любви, мудрости, красоты, истины не так уж много благоприятных условий для существования. Гении, святые, великие Учителя приходят посетить землю, чтобы распространять здесь свое благословение, а затем они уходят. А что остается постоянно на земле, так это посредственность, уродство, обыкновенные люди. На Небе, напротив, листья, цветы и плоды вечны, в то время как всё остальное преходяще.
В самом человеке можно сказать, что корни, ствол и ветви, которые соответствуют физическому, астральному и ментальному телам, представляют собой низшую природу--персональность, в то время как листья, цветы и плоды, которые соответствуют каузальному, буддхическому и атмическому телам, представляют собой высшую природу--индивидуальность. Понаблюдайте за собой, и вы заметите, что и в вас тоже то, что стабильно, прочно, стойко--это корни, ствол и ветви, то есть то, что соответствует инстинктам, страстям, сугубо личным тенденциям. Время от времени в вашем уме появляются листья (светлые мысли), в вашей душе появляются цветы (теплые чувства) и плоды (безличные и бескорыстные действия). Увы, эта весна длится недолго! Эти вдохновения, эти тонкие состояния вашего сверхсознания быстро исчезают, и вы вновь становитесь прежним, с вашими потребностями есть, пить, сражаться и пользоваться всем.
Но пойдем дальше, чтобы открыть еще некоторые удивительные соответствия, существующие в природе. Схема, которую я вам дал, показывает, что корни связаны с плодами; они являются начальной точкой, в то время как плоды--это конечная точка. Когда плоды созрели, работа корней прерывается. Но удивительно, что плоды с их семечками или косточками--это будущие корни; оттуда начинает произрастать росток. Тот факт, что у некоторых растений плоды находятся в корнях (клубни) указывает на существование этой связи между корнями и плодами. Клубневые растения--это те, которые не сумели развиться в духовном мире; они остались под землей... Вы видите также, что существует связь между стволом и цветами и между ветвями и листьями. То же самое и в человеке, где физическое тело соединено с умом, сердце--с душой, и разум--с каузальным телом. Вот так же существуют обмены и тесная связь между невежественными людьми и великими Учителями, между простыми людьми и святыми, между талантливыми людьми и гениями.
От нас не зависит уничтожение злых людей, по справедливости может воздать один только Бог. А мы должны всего лишь заниматься добром, мы должны учиться работать для добра. Чем больше мы увеличиваем духовную силу добра, тем более ограниченными ею будут себя чувствовать злые люди. Высшие силы могут изменить злых, а мы на это неспособны.
И я вам даже скажу, что люди ошибаются, когда воображают, что
освободились от преступника, убив его, потому что, умерев, он попадает
в астральный план и в низший ментальный план, откуда он имеет
возможность увеличивать зло. Он хочет мстить и приносит еще большее
зло, потому что он пробирается в людские головы и толкает их на совершение преступлений, чтобы через них реализовать свои вредные замыслы. У него даже больше возможностей для действий, чем до его смерти, потому что его уже ничто не ограничивает и он может действовать через многих лиц, влияя на их мысли и чувства.
Когда зловонная жидкость закрыта в сосуде, запах не может распространяться, но откройте сосуд--и запах заполнит всю атмосферу. Таким же образом пока преступник жив, он остается в своем теле, но как только он умирает, его дух освобождается, он распространяется и посещает большое количество человеческих умов, чтобы влиять на них. Не надо бы наказывать преступников смертью из-за последствий, которые это вызывает на невидимом плане. Это наше дело--организовать условия жизни так, чтобы не стало больше злоумышленников. Общество, не основанное на духовных законах,--это как болото, а болото может порождать лишь комаров.
Остановимся, чтобы закончить словами хозяина поля: "Во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их". Вы видите, плевелы брошены в огонь, потому что лишь огонь может отделить добро от зла. Когда у вас жар, что происходит? Пришел час жатвы. Может быть, это маленькая жатва (большую жатву было бы труднее вынести, и никто не знает, положили бы вас в амбар или же сожгли). Когда огонь (жар) здесь, то он растапливает плевелы в вас и сжигает их, то есть он устраняет зло, отходы, все вредные вещества. Когда огонь завершил свою работу, вы вздыхаете свободно, вы чувствуете себя лучше. Таким образом, существуют большие и маленькие жатвы, и жар приходит для того, чтобы освободить вас от каких-то плевел. Плевелы существуют в трех планах: физическом, астральном и ментальном.
"Придет время, и оно близко, когда зло будет изгнано с земли. Архангел Михаил придет связать дракона и запрет его на тысячу лет. Это будет час жатвы". Невидимый мир пошлет огонь, чтобы очистить землю, и в этот момент в нас произойдет разделение между плевелами и пшеницей. Сейчас земля уже под огнем, и тот, в ком много плевел, будет ужасно страдать, потому что грядущий огонь проникнет везде. Но тот, в ком пшеница, возрадуется и станет похож на лампу, чей свет становится всё ярче, потому что небесный огонь, который сожжет плевелы, озарит сыновей Царства Божьего.


вверх: Омраам Микаэль Айванхов

Айванхов "Древо Познания" ч.1

Айванхов "Древо Познания" ч.3

E-mail: zltvk@mail.ru

Сайт управляется системой uCoz